Реклама и маркетинг Сайт о копирайтинге и клиентинге

Заказчик. Хороший, плохой, злой

В работе каждого копирайтера бывают такие моменты, когда отношения с заказчиком не складываются или пробуксовывают по разным причинам. От чего это зависит, и какие выводы позволяет сделать неудача?

Сразу скажу: про нечестных и “злых” писать не буду. Здесь всё ясно. В первом случае — предоплата, второй не стоит нашего внимания.

Заказчик чересчур требовательный

Встречались в моей практике, на заре копирайтерской юности, так сказать. Переделки за переделками. Что характерно: всё в рамках ТЗ, не подкопаешься. Всё по сути, вежливо и спокойно. Знаете, что могу сказать в связи с этим? Прекрасно, что есть такие люди. Огромное им спасибо! Требовательный заказчик — это развитие. Требовательный заказчик учит умению понимать другого человека. Потом, сохранив нормальные отношения, добившись похвалы от такого трудного клиента, испытываешь огромное чувство гордости: это было нелегко, но я смогла. Смогла!

Кстати, мой муж, которому я иногда даю почитать свои тексты (сейчас реже: у него мало времени) — как раз из таких, порой камня на камне не оставит) Неприятно, но очень полезно. Как горчичник.

Вывод. Справедливая требовательность со стороны заказчика — это возможность повысить свой уровень.

Заказчик не знает, чего хочет

Это трудный случай. Но в задачу копирайтера как раз и входит умение вытянуть нужную информацию. Когда журналист берёт интервью, он ведь не сетует на неразговорчивость “клиента”. Журналист осознаёт, что расшевелить человека — это его задача. Понятно, что наш заказчик сам должен быть заинтересован в развёрнутых ответах. Но у него может отсутствовать умение формулировать свои мысли. Врач ведь лечит людей независимо от того, насколько словоохотлив пациент?

И тоже ситуация из жизни. Честно попыталась вытянуть информацию. Сдалась не сразу, но всё-таки сдалась. Как можно что-то делать, когда тебе не могут объяснить, что именно? Расстались по-хорошему, поблагодарив друг друга, сохранив взаимную симпатию.

Вывод. Заказчик — молчун? Сделать всё возможное, чтобы разговорить. Если не выходит — мирно и красиво расстаться.

Заказчик хорошо и вы неплохи, но не смогли понять друг друга

Этот случай сразу вызывает в памяти щемящую сердце пронзительную мелодраму, когда слёзы застилают глаза на финальных титрах. Она красива, он прекрасен. Любят друг друга. Но не смогли спасти свою любовь…

Не поняли друг друга. Не захотели понять. Бывает и так. Заказчик не захотел объяснить. Вы не захотели поднажать в нужный момент и в нужном месте. Тупик. Так сложились обстоятельства. Что ж… Печально. Но жизнь продолжается. Хотя вина в большей степени на копирайтере — он “старше” в отношениях, он здесь ведущий, а не ведомый.

И опять пример. Хороший заказчик, но хотел одного, а ему дали другое. Не смог точно объяснить проблему. Хоть и почувствовала интуитивно, но день выдался не тот, не так расположились планеты… Вместо того чтобы прислушаться к голосу интуиции, просто механически исправила, по указанным правкам, без души… Человеческий фактор.

Кстати, страшно подумать, к примеру, о работе хирурга. Вот у него плохое настроение, поссорился с женой… Не верю, что это не скажется на работе. И как он потом корит себя… Ладно, это было лирическое отступление.

Вывод. За задачу “понять друг друга” отвечает копирайтер. Нужно в следующий раз больше прислушиваться к внутреннему голосу. Ведь отношения — это не только то, что написано прямо. Нужно иногда уметь читать и между строк. Если вам это нужно.

У вопросу о понимании. Один раз получила от заказчика такой ответ: “[jhjibq ntrcn”. Сначала впала в ступор, а потом поняла: это написано русскими буквами в английской раскладке.

Заказчик не хочет того, что вы ему предлагаете

У него другие представления о копирайтинге. Тут два варианта развития событий: вы идёте на поводу у клиента и пишете: “Наша компания основана в 2000 году”. Или же пытаетесь с ним спорить.

Бывали у меня и такие моменты. Шла и по первому пути, и по второму. Первый путь — наименьшего сопротивления. Проще и быстрее. Второй — хлопотнее, но гораздо приятнее. Здорово, когда удаётся убедить человека в своей правоте!

Вывод. Соглашайтесь или спорьте: упростите себе жизнь или получите повод для гордости. Кому что ближе.

Как бы там ни было, когда отношения не складываются, виноваты обе стороны. И выводы в любом случае нужно делать. Каждая неудача — хороший повод задуматься: почему так случилось и как этого избежать в будущем.

Не бывает плохих или хороших заказчиков. Бывает нежелание друг друга понять. И просто не то расположение звёзд.

Похожие публикации

3 Responses to “Заказчик. Хороший, плохой, злой”

  1. Думаю, тут есть 2 момента:

    1. Уточнить все подробности и задать нужные наводящие вопросы – это задача копирайтера. Прежде чем приступать к написанию статьи, он должен чётко понимать, что от него конкретно требуется.

    И вот тут наступает 2-ой момент

    2. Если копирайтер видит, что заказчик сам не понимает, что он хочет – просто отказаться от сотрудничества. Для себя лучше будет.

  2. olgauko пишет:

    “Если копирайтер видит, что заказчик сам не понимает, что он хочет – просто отказаться от сотрудничества. Для себя лучше будет”. Однозначно!
    Сначала попробовать сделать всё возможное. Если не удаётся, то ничего хорошего из этого не выйдет: потерянное время, взаимное недовольство, упрёки и т. д. и т. п.

  3. Обязанность копирайтера – вытрясти из заказчика всю необходимую информацию для подготовки текстов. Важна каждая деталь.

    Обычно после нескольких вопросов я понимаю, насколько чёткий передо мной заказчик.

    Если вижу, что он теряется и сам не может определиться, что именно ему нужно – предпочитаю не работать.

    И, как тут уже сказали, это будет проще для себя.

Оставить комментарий

Самое популярное

Uses wordpress plugins developed by www.wpdevelop.com Яндекс.Метрика